Thassos’ marble sculpting tradition dates to the 7th century BC
COVER STORY

Путеводитель по культуре острова Фасос: традиционные ремёсла и местные продукты

If there’s one material for which Thassos is known internationally, it’s marble
READING TIME
За чашечкой греческого кофе

В остров Фасос невозможно не влюбиться! Бирюзовые воды и экзотические пляжи являются главной составляющей волшебного отпуска на любом греческом острове... Но здесь Вас также ожидают живописные горные деревни и полный зелени ландшафт острова. Если Вы хотите по-настоящему понять, что представляет собой этот самый северный остров Греции (добраться до которого можно очень быстро из города Кавала), тогда предлагаем Вам познакомиться с его местными продуктами и традиционными ремёслами. Вы увидите людей, занимающихся этими ремёслами, и сможете ещё глубже проникнуться симпатией к этому прекрасному острову. Гончарное мастерство, плетение, добыча мрамора, производство оливкового масла и мёда – в каждом из этих занятий есть свои секреты, знакомство с которыми станет одним из самых увлекательных моментов Вашего отпуска на острове Фасос.

Народные ремёсла на острове Фасос

Керамика и гончарное дело

На острове до сегодняшнего дня сохраняются многие традиционные виды ремёсел, уходящие корнями ещё в Древнюю Грецию. Характерным примером такого ремесла на Фасосе, которое зачастую остаётся незамеченным, является гончарное дело. Керамические изделия с древних времён являлись неотъемлемой частью повседневной жизни. Это глиняные кувшины, вазы, амфоры, жертвенные сосуды (преподносимые в качестве даров богам), игрушки и другие предметы домашней утвари, найденные при многочисленных раскопках на территории острова.

Вы можете увидеть их в портовом районе Лименас, посетив Археологический музей острова Фасос, в котором собраны экспонаты, начиная с 7 века до н.э. Во время экскурсии по музею Вы сможете наблюдать, какую эволюцию прошло изобразительное искусство на керамических сосудах – от геометрических полос, спиралей и линий до изображения цветов, листьев и животных, а далее, конечно же, людей в различных культурно значимых ситуиациях (битвы, свадебные обряды, рождение, смерть).

Taking part in a traditional ceramics workshop in Thassos The workshop of Costis Chrisogelos in Limenas

Имея в виду всё рассказанное выше о традиционных ремёслах на Фасосе, предлагаем прогуляться по окрестностям порта и заглянуть в гончарную мастерскую «Costis Pottery», хозяином которой является Костис Хрисогелос, знакомый всем на острове просто как дядя Костис. Его мастерская – один из тех уголков порта Лименас, который хочется выставить в Инстаграм. Возможно, Вы даже застанете мастера за работой на гончарном круге с ножным приводом, точно так же как в 1908 году за этим кругом сидел его прадедушка, который переехал на остров вместе с другими гончарами с острова Сифнос.

Раньше более двадцати человек работало в этой мастерской. Они переносили почву, изготавливали глину, придавали форму новым изделиям на круге, покрывали сосуды лаком, делали обжиг и переносили готовые изделия (в основном бытовые сосуды вроде больших чаш для хлеба, кувшинов для оливкового масла или тарелки) на корабли, которые вывозили их на экспорт. Сегодня изделия этой мастерской более утончённые. Какие-то из них до сих пор изготавливаются на круге с ножным приводом, а какие-то на электрическом, но все они покрываются эмалью и проходят двойной обжиг в печи с любовью и заботой былых времён. Советуем приобрести здесь что-нибудь на память: кружку, подсвечники, тарелочки, вазы с различными рисунками). А после рекомендуем отправиться на прогулку по круговому маршруту длиной 3,5 км, который начинается у Старой бухты и проходит через древний Акрополь и античный театр города, через храм Афины и святилище бога Пана, а также другие памятники древности. Прогуливаясь по таким достопримечательностям, Вы легко теперь сможете представить, какие керамические изделия были найдены здесь при раскопках.

The view from the Costis Pottery workshop in Thassos

Ткацкое дело и вышивка

Ещё одним древним мастерством, связанным с повседневной жизнью, является ткацкое дело. Богиня Афина (подарившая своё имя Афинам) считалась покровительницей и проводником этого искусства среди людей. А Ариадна (чья нить помогла Тесею выбраться из лабиринта, где обитал чудовищный минотавр) изображается на фресках в Кноссе в процессе изготоволения нарядов минойских женщин. Однако пик своего расцвета ткачество переживает в византийские времена, спектр его расширяется от одеял и других изделий домашнего пользования до декоративно украшенной одежды священнослужителей и императоров. Главным образом это ткацкое мастерство передавалось от матери к  дочери, так как вышитые ткани являлись ценной частьюсвадебного приданого.

Embroidery was traditionally a skill passed from mother to daughter in Greece Weaving and embroidery craft in Thassos

Узнать об истории местного ткацкого мастерства можно, посетив «Традиционный дом Фасоса», расположенный в здании  Калогерико в Старой бухте порта Лименас. Калогерико представляет собой красивое двухэтажное здание 19-ого века, второй этаж которого превратили в этнографический музей, экспонаты которого были преподнесены в качестве безмозмездно пятидесятью семьями. Здесь Вы увидите местные традиционные костюмы и другие вещи повседневной жизни (сумки, полотенцв для накрвтия теста, покрывала для диванов и одеяла).

В стенах этого музея воссоздаётся обстановка традиционного дома на острове Фасос, в котором есть спальная, кухня и гостиная. В каждой комнате имеются вышитые изделия. Вас особенно удивят их яркие цвета (зелёные, красные и жёлтые оттенки) вышивки, которая выполнялась на машинке с ножным приводом при помощи хлопковой или шерстяной нити.  Обратите внимание на то, как строго геометрические узоры )звёзды, ромбы и т.д.) составляют более сложные узоры (цветы, бабочки и т.д.).

The Thasitiko Spiti museum in Thassos’ Old Harbour recreates a 19th-century Thassian house You can learn all about the local weaving tradition at the Thasitiko Spiti

Добыча мрамора и изделия из него

Самым известным материалом, который Фасос славится на международном уровне, является его мрамор. Мрамор с острова Фасос вызывает восхищение своим снежно-белым цветом и чистотой материала, придающей ему особую яркость. Около 10 мраморных рудников функционирует сегодня на острове, что само по себе довольно удивительно, так как мрамор добывают здесь ещё с доисторических времён. Поэтому рудники Фасоса можно считать одними из самых древних мест во всей Европе по добыче мрамора. 

Hoop earrings made by Thassian Marble

Thassian marble is marvelled for its snow-white colour and purity Thassian marble is marvelled for its snow-white colour and purity

Пик популярности местных рудников пришёлся на 7-6 века до н.э., когда жители острова Парос (ещё один остров с богатой мраморной традицией) поселились на Фасосе, чтобы использовать его природные ресурсы, включая также золото и древесину. Помимо открытия мраморных рудников, новые переселенцы прославили античную школу скульптуры, создав яркие произведения искусства – статуи, декоративные фризы и надгробные камни, которые можно посмотреть в Археологическом музее острова.  Кроме того, Фасос  стал поставщиком мрамора не только в другие регионы Греции, но также в Малую Азию. Поехав на пляж Алики, Вы сможете и сегодня увидеть античный рудник (наполовину видный из-под земли), находящийся недалеко от пляжа. Оказавшись там, попробуйте мысленно перенестись в 7-ой век до н.э. и представить, как на кораблях, стоявших в бухте, грузили мрамор при помощи механизма, сделанного из канатов и блочков, который мог передвигать мраморные плиты.

Ярким примером преемственности традиций является Костас Ловулос, мастерская которого расположена в районе Лименарья и похожа на сокровищницу мраморных изделий. Проходя мимо, можно увидеть, как хозяин мастерской превращает куски камня в необычные произведения искусства. Также рекомендуем посетить деревушку Теологос, находящуюся в самом центре острова Фасос. Там вы увидите мастерскую «Ladis Marble Art», хозяин которой Ставрос Ладис создаёт стильные браслеты, серьги  и другие ювелирные изделия с использованием мрамора. Оказвашись здесь, прогуляйтесь по самой деревушке, которая являлась столицей острова во времена Османской империи, а  также пройдитесь к подножию горы Ипсарион.

Завершая знакомство с мрамором Фасоса, посетите Музей Полигнота Вагиса, расположенный на главной площади деревни Потамья. Это двухэтажное здание, в котором раньше была начальная школа. Музей посвящён жизни и творчеству известного скульптора. Вагис родился в семье местного плотника, а в 1911 году переехал в Америку, где сумел построить успешную карьеру в качестве художника и скульптора. В музее выставлено 98 его скульптур и 15 картин, созданных в период с 1920-х до 1960-х годов.

МЕСТНЫЕ ПРОДУКТЫ

Оливки и оливковое масло

А теперь обратим внимание на местные продукты. Фасос также знаменит как экспортёр оливок сорта «фруба». Это среднего размера оливки, отличающиеся высоким качеством вкуса, из которых производится оливковое масло высшего сорта и низкой кислотности, содержащее большое количество антиоксидантов. Такое масло отличается своим великолепным цветом, запахом и вкусом.

Оливковое масло сопровождает каждое блюдо на острове Фасос. Советуем прикупить бутылочку масла в одном из магазинчиков острова, чтобы забрать с собой. А чтобы узнать побольше об этом древнейшем продукте и понять его значимость для острова, рекомендуем побывать на оливковом прессе Сотирелиса в деревне Панагия. Пресс был построен в 1915 году и продолжал свою деятельность до 2007 года, а сегодня функционирует как музей наглядной технологии.

Здесь Вы сможете увидеь процесс выжимки оливкового масла без использования каких-либо химических средств, при помощи исключительно механического пресса, приводимого в движение водяной мельницей. Так называемый холодный отжим осуществляется при помощи каменных плит, которые перетирают оливки в пастообразное состояние при температуре, не превышающей 27°C, что позволяет сохранить натуральность масла. После перемалывания оливковая паста попадает в котёл для перемешивания, а далее в разделители, где при помощи центрифуги оливковое масло отделяется от растительного жмыха. После этого музея Вы будете смотреть на оливковое масло совсем иным взгядом!

Местный мёд

Последним пунктом в программе знакомства с ремёслами и местными продуктами острова Фасос станет самая сладкая традиция острова. Конечно же, мы говорим о мёде, который является таким же древним продуктом на Фасосе, как и оливковое масло. Когда-то мёд являлся единственным способом подсластить еду. На острове множество мелких пасечников, которые активно участвуют в Медовом кооперативе Фасоса. Баночки мёда могут продаваться не только в местных лавочках, но и вдоль дорог. Одним из лучших мест, чтобы узнать побольше об изготовлении местного мёда, является медовая лавочка «Кутлис» в деревне Потмаья.

Это семейное дело, которое продолжает уже третье поколение пасечников, поэтому вряд ли есть то, чего эта семья не знает о мёде. Секрет великолепного вкуса, которым отличается их мёд (абсолютно натуральный и экологический продукт), кроется в природной среде, в которой пчёлы находят себе питание. Так, в магазине Вы увидите сосновый мёд и цветочный, апельсиновый и тимьяновый, каштановый и дубовый, а также из цветков вереска и другие особенные сорта мёда. А если Вы интересуетесь и более специализированной медовой продукцией, то семейная пасека «Кутлис» с радостью предложит Вам свежую пыльцу, маточное молочко и прополис (натуральная тягучая смесь, изготавливаемая медовыми пчёлами и обладающая сильными терапевтическими свойствами), а также бальзам для кожи на основе пчелиного воска.

Традиционные ремёсла и местные продукты острова Фасос

Пляжи, деревушки и богатое культурное наследие в виде ремёсел и местных продуктов... Вот лучшие аргументы, чтобы приехать в отпуск на остров Фасос. А чем ещё интересным можно наполнить программу отдыха на острове Фасос?

Откройте для себя остров Фасос и город Кавала!

Stay connected with Greece

Bleecker bag Alphabet blue

Bleecker bag Alphabet blue

25€
Hoop earrings

Thassos Marble hoop earrings

200€
Oia in Santorini

Вокруг Греции на пароме в эпоху короновируса

Пять причин побывать в городе Кавала

Giola lagoon the natural pool carved into the rock by the sea in Thassos

Пять причин побывать на острове Тасос

Десять советов гостям от жителей острова Самос

Fteri beach, Kefalonia

Отдых в Греции: Важные составляющие отпуска вашей мечты

Family on a trekking day looking at wild flowers

Семейный отдых в Греции

Athenians take every opportunity to max out on outdoor time

8 лучших идей для отпуска в Афинах весной и осенью

Walking around an Αthenian neighbourhood

Прогулка по Афинам: путеводитель для желающих познакомиться с городом

Tzastenis beach, Trikeri

Откройте для себя 13 волшебных деревушек горы Пилио!

Once you’ve discovered the villages of Pelion, there’ll be no turning back.

Познакомьтесь с 12 незабываемыми деревушками на горе Пилио!

t’s impossible not to be amazed by the giant rocks of Meteora

9 захватывающих идей для отпуска на Метеорах

If you love traditional village life, red wine, smoked cheese and the epic mountain scenery in northern Greece, you’ll love all the things to do in Metsovo

11 прекрасных идей для отдыха в Мецово

Thassos’ marble sculpting tradition dates to the 7th century BC
COVER STORY

Culture guide to Thassos: Traditional crafts and local products

If there’s one material for which Thassos is known internationally, it’s marble
READING TIME
As long as it takes to drink a Greek coffee

There are so many reasons to fall in love with Thassos. The turquoise water and exotic beaches are the perfect ingredients for a dream holiday on a Greek island … but so too are the mountain villages and greenery of the mountainous interior. And if you really want to get to know Greece’s northernmost island (just a short drive and ferry crossing from the city of Kavala) then it’s time you were introduced to Thassos’ local products and traditional crafts. You’ll get to meet the people behind the crafts, helping you forge an even closer bond with the island. Pottery, weaving, marblework, olive oil and honey … learning all about their secrets is amongst the best things to do on your holidays in Thassos. 

THASSOS LOCAL CRAFTS

Ceramics and pottery

There are so many unbroken lines of creativity and skill that link the ancient Greek world with today and the first of your crafts in Thassos is one of the most common yet often overlooked examples. Ceramics and pottery were a vital part of everyday life in the ancient world, with clay jugs, vases, amphorae, votives (gifts for the gods), toys and other items unearthed by the dozen at excavation sites around the island.

You’ll witness as much in Limenas, starting at Thassos’ Archaeological Museum, through artefacts dating from the 7th century BC. Visiting the museum, you’ll see the evolution of the artwork on ancient pottery, from stripes, coils and lines to depictions of flowers, leaves and animals and of course people in life-affirming moments such as scenes of battle, marriage, birth and death. 

Taking part in a traditional ceramics workshop in Thassos The workshop of Costis Chrisogelos in Limenas

Your newfound knowledge sets you up perfectly as your crafts journey around Thassos continues a short walk from the port, at Costis Pottery, the workshop of Costis Chrisogelos (he’s known to everyone as Kyrios Costis or Mr Costis). His shop is one of the most Instagrammable spots in Limenas and you might even find him at his foot-powered pottery wheel – just as you would have found his grandfather in 1908 after joining the potters of Sifnos island in moving to Thassos.

Back in the day, around two dozen people would have been employed at the workshop, bringing soil, making clay, shaping, glazing, firing and carrying the products (mostly functional items like bowls for bread, jars for olives and plates) to boats for export. Today’s items are more delicate and detailed. Some are still produced on a foot pedal-powered turntable and others on an electric wheel, but they are all glazed and double-baked in a kiln with the love and attention of old. Buy yourself something as a reminder of your newfound knowledge (mugs, candlesticks, plates, vases etc with lovely designs). And once you’re done, you can set off on the circular 3.5km route from the Old Harbour that takes you past the city’s ancient Acropolis and Theatre, the Temple of Athena and Sanctuary of Panas and other sites, imagining all the ceramic artefacts unearthed there.

The view from the Costis Pottery workshop in Thassos

Weaving and embroidery

Another ancient craft intertwined with everyday life over the centuries is weaving. The goddess Athena (who gave Athens its name) was considered the patroness and teacher of the craft, while Ariadne (whose thread helped Theseus escape the clutches of the labyrinth-roaming Minotaur) is depicted in the frescoes of Knossos as weaving the costumes of Minoan women. But it was during Greece’s Byzantine years that weaving really took off, from bedclothes and other household items to the ornate vestments of priests and emperors. Most importantly, it was a skill passed from mother to daughter as embroideries were a valuable item of dowries.

Embroidery was traditionally a skill passed from mother to daughter in Greece Weaving and embroidery craft in Thassos

You can learn all about the local weaving tradition at the Thasitiko Spiti (Thassian House), within the Kalogeriko in Limenas’ Old Harbour. The Kalogeriko is a handsome two-floor 19th-century building in the Old Harbour whose second floor has been turned into a folklore museum, with exhibits contributed by more than 50 families, including local costumes and other examples of items of daily life (bags, towels to cover rising dough, bed and sofa covers and blankets). 

The museum recreates a traditional Thassos home, including a bedroom, kitchen and living room, with embroidered items in each room. You’ll be impressed by the bright colours (greens, reds and yellows) of embroidery created on a foot-powered loom using cotton or wool. Note how the strict geometric patterns (stars, rhombuses etc) evolve into more intricate designs (flowers, butterflies etc). 

The Thasitiko Spiti museum in Thassos’ Old Harbour recreates a 19th-century Thassian house You can learn all about the local weaving tradition at the Thasitiko Spiti

Marble mining and artwork

If there’s one material for which Thassos is known internationally, it’s marble. Thassian marble is marvelled for its snow-white colour and purity, appearing almost translucent. Around 10 marble quarries operate today, which is astonishing given the evidence (near the villages of Limenaria and Maries) that marble was mined here in Prehistoric times, making it one of the oldest marble mining sites in Europe.

Hoop earrings made by Thassian Marble

Thassian marble is marvelled for its snow-white colour and purity Thassian marble is marvelled for its snow-white colour and purity

The heyday of Thassos mining was in the 7th and 6th century BC when settlers from Paros (another island with a rich marble history) arrived to exploit Thassos’ natural resources (including gold and timber). As well as establishing marble quarries, they set up the famed ancient School of Sculpture, producing many of the statues, friezes and funerary steles you can enjoy in the Archaeological Museum. Thassos became an exporter of marble, not just within Greece but also across Asia Minor. If you visit Alyki beach, you can still make out the (now half-submerged) ancient quarry near the beach. As you stand there, imagine the 7th-century BC scene of boats within the bay awaiting their cargo and the complex loading mechanism of ropes and pulleys to move the marble slabs.

Kostas Lovoulos continues that tradition in his outdoor workshop in Limenaria, which is a treasure trove of marblework (if you pass by, you might be lucky enough to find him turning stone into extraordinary works of art). And if you visit Theologos village, in the heart of Thassos, you’ll find Ladis Marble Art and the workshop of Stavros Ladis, who creates stylish bracelets, lockets, earrings and other jewellery with marble. It’s also a good excuse to take a walk around Theologos (Thassos’ capital in Ottoman times) and explore the foothills of Mt Ipsarion.

Wrapping up your marble tour of Thassos, the Polygnotou Vagis Museum in the main square of Potamia (in a two-storey building that was once a primary school) is dedicated to the life and work of the famous sculptor. The son of a carpenter, Vagis was born in the village and moved to America in 1911, where he had a successful career as a painter and sculptor. The museum exhibits 98 works of sculpture and 15 paintings from 1920-1960.

THASSOS LOCAL PRODUCTS

Olives and olive oil

Moving on to local products now, there’s another export for which Thassos is renowned … the throuba olive, a medium-sized, high-quality olive that makes excellent low-acidity extra-virgin olive oil with large amounts of antioxidants and a great colour, aroma and flavour. Local olive oil will accompany your every meal in Thassos and you can pick up a bottle to take home in shops all around the island. But to learn more about Thassos’ famous product and really understand the relationship of the island with the ancient fruit, visit the Sotirelis Olive Oil Mill in Panagia. It was founded in 1915 and was still operating in 2007, after which it was turned into a working museum.

You’ll witness the extraction process powered by a watermill and using no chemical treatments… just cold extraction with stone mills that grind the olives into a paste at temperatures that never exceed 27°C (ensuring essential oils are preserved). After grinding, the olive paste is transferred into malaxers (where the juices are slowly mixed) and then separators (where centrifugal power separates the olive oil from the vegetable water. You’ll never look at olive oil the same way again. 

The local honey

The final part of your crafts and local products tour of Thassos is to learn about the island’s sweetest tradition. Honey is as ancient a product on Thassos as olive oil and marble, once being the only way to sweeten food. There are plenty of small honey producers who are active members of the Beekeeping Cooperative of Thassos and you’ll find jars of honey for sale in roadside stalls as well as in shops. But one of the best places to learn about honey-making in Thassos is the Koutlis Honey shop in Potamia.

It’s a 3rd-generation family-run business and there’s nothing they don’t know about honey. The secret to the taste of the honey they produce (apart from it being totally organic) is the vegetation on which the bees feed, with pine tree & blossom honey, orange blossom honey, thyme honey, chestnut honey, forest and oak honey, heather honey and more. And if you really want to dig deep into the products of the Koutlis family apiaries, you can buy fresh pollen, royal jelly, propolis (a natural resinous mixture produced by honeybees known for its therapeutic properties) and beeswax balm for the skin. 

The traditional crafts and local products of Thassos

Beaches, villages and now a rich heritage in crafts and local products … the reasons to visit Thassos keep coming. What’s going to be on your wish list of things to do on your holidays in Thassos?

Book your trip

All your holiday planning needs in one place, letting you book direct and benefit from official online rates

Stay connected with Greece

Bleecker bag Alphabet blue

Bleecker bag Alphabet blue

25€
Hoop earrings

Thassos Marble hoop earrings

200€
Fanaraki beach

10 of the best beaches in Lemnos

Marble beach, Thassos

10 of the best beaches in Thassos

Keramoti port, Kavala

8 of the best beaches near Kavala

Admiring the view from Seychelles beach in Ikaria

10 of the best beaches in Ikaria

Oia in Santorini

Getting around Greece by ferry in the Covid-19 era

Fteri beach, Kefalonia

Getting started with a dream holiday in Greece

Τraditional wind mills in Ios island, Cyclades

Discover the 8 best things to do in Ios

12 of the best beaches in Lesvos

The amphitheatrically built Old Town of Skopelos

9 of the best things to do in Skopelos, Greece’s Mamma Mia island

The blue and green of the sea at Pano Koufonisi's Ammos beach is mesmerising

8 of the best beaches in the Koufonisia isles

Mersini in one of Schinoussa’s most beautiful beaches

7 unique things to do in Schinoussa