When in Telendos, you must visit the family-owned tavernas where a fresh catch of seafood comes in every morning
COVER STORY

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать об узо

READING TIME
Пока Вы пьёте рюмочку узо
Узнайте всё самое необходимое о национальном спиртном напитке Греции – узо! Как его пить, как он изготавливается, почему в стакане он приобретает перламутровый оттенок, и какой вкус у греческого лета?

Представьте, что ранним вечером Вы сидите на острове, в греческой таверне, солнце только начинает садиться над Эгейским морем, а Вы медленно потягиваете глоток прохладного узо. Именно в этом глотке и кроются все ароматы греческого лета! Это и вкус дружбы, и смех, и просто радость солнцу.  А мысли при этом улетают куда-то далеко, за пределы родных краёв. 

Что такое узо и почему оно греческое? 

Узо является национальным напитком Греции. И это вполне заслуженно. Если Вы никогда ещё не пробовали его, то поясняем, что это аперитив с ароматом аниса и фенхеля, который производится исключительно в Греции. 

Хотя в Средиземономорье есть и другие ароматизированные спиртные напитки, которые также изменяют цвет при разбавлении водой, узо выделяется из этого ряда, благодаря особому процессу изготовления. По европейскому закону, это единственный напиток, в который добавляют анисовые семена, прошедшие процесс дистилляции. Кроме того, узо должен изготавливаться в ёмкости под названием «амвика». 

Процесс изготовления включает всебя дистилляцию 96-процетного алкоголя с добавлением целой гаммы семян (анис, фенхель и др.), пряностей (корица, гвоздика и т.д.), а также мастики, в зависимости от рецепта производителя. Специально изготовленные для этого ёмкости традиционно делаются из меди, а высокое качество разливаемого узо гарантируют форма и закупорка бутылок, на которых всегда указана полная информация о напитке и его производителе. 

Dining in Karya village, Lefkada

Откуда происходит название «узо»? 

Считается, что название «узо» связано с одной торговой итальянской компанией (возможно, работающей на Ионических островах), которая перевозила целую партию ципуро, хорошо ароматизированного анисом. На коробках была надпись «uso Massalia» (что означает «для использования в Марселе). Постепенно надпись превратилась в знак качества хорошего ципуро с ароматом аниса и в обиходе сократилась до первого слова. Со временем узо приобрёл свои стандарты как отдельный напиток. 

Согласно другой версии, менее вероятной, название «узо» происходит от искажения древнегреческого глагола «озо», что значит «нюхаю». Есть также более «экстремальные» версии, предполагающие, что в названии спрятано два слова «у –зо», что означат «не живу», т.е. «не могу жить без узо»!  

Как греки пьют узо? 

Большинство греков пьёт узо со льдом. Однако эксперты утверждают, что лёд (кроме того, который изготовлен из дистиллированной воды) искажает композицию ароматов узо, и поэтому рекомендуют использовать холодную воду вместо льда. Иными словами, если Вы желаете ощутить полную ароматную гамму узо, то сначала просто поднесите его к носу и пригубите в неразбавленном виде. Ну, а затем уже добавляйте лёд или холодную воду. 

Ещё одна деталь, которую важно знать, если Вы добавляете одновременно лёд и воду. Чтобы избежать формирования кристаллов, добавьте сначала воду, а потом лёд. А далее наслаждайтесь метаморфозами, глядя, как прозрачная жидкость начинает затуманиваться. Не забудьте, что узо нужно пить медленно. 

Почему узо затуманивается? 

Эфирные масла аниса и семян фенхеля, которые придают оттенок ликёра напитку, растворяются в высокоградусном, чистом узо. Но когда добавляются вода или лёд, процент содержания алкоголя падает, а эфирные масла выделяются из раствора, выпадая в белый осадок. По мере изменения цвета испаряется всё большее количество аромата, который очарует Ваши обонятельные рецепторы. 

Узо всегда пьётся с едой? 

Часто можно заметить, что узо подаётся с классическими греческими закусками, но его также могут потреблять и без еды. Обычно этот выбор зависит от региона Греции, в котором изготовлено данное узо. Если узо из Македонии, то в нём не будет сахара, и оно будет суше, чем виды узо из других регионов. В таком случае сопровождение напитка закуской имеет более важное значение. Напротив, узо из южной Греции имеет в составе сахар. Это значит, что его можно пить без закуски.  

Подбирая закуску к  узо, можно сказать, что следует искать контрасты, даже довольно резкие. Например, кислое с солёным, сладкое с горьким, но вкус узо должен при этом доминировать. 

Советуем сопровождать узо любыми видами морских блюд – не пожалеете! Морские моллюски, мидии, эскалопы, сардины маринованные или на гриле, маринованные анчуйи или поджаренный на гриле, сочный осьминог. Кроме морепродуктов, рекомендуем свежие жареные баклажаны или кабачки с соусом «тзатзики»,  «тарамосалату», маринаты и каперсы. Все эти блюда и продукты идеально сочетаются с узо. Из сыров отметим «копанисти» и «тирокафтери», а также не стоит забывать об «авготарахо» (консервированной икре морской трески из города Месолонги в Западной Греции). Простой закуской могут послужить даже просто вкусный помидор или огурец, которые надо нарезать, подсолить, облить оливковым маслом и подать с большим количеством очищенных оливок.  

Если желаете, узо можно выпить и перед едой в качестве аперитива. Есть также коктейли на основе узо, что придаёт им уникальный аромат. 

Как изготавливаеется узо? 

В состав узо входят алкоголь, семена аниса и фенхеля, а также смесь ароматных пряностей, которые настаиваются в медной ёмкости на протяжении многих часов. Далее вся смесь подвергается дистилляции, и часто даже по второму и третьему разу. 

Качество и ароматность узо определяются в первую очередь размером, типом и материалом ёмкости для настойки, также влияние оказывает качество алкоголя и сочетание пряностей. У каждого производителя узо есть своя секретная формула, которая обычно тщательно оберегается как семейный секрет. Также, наблюдаются отличия в фазах дистилляции, в настаивании экстракта перед дистилляцией и в степени самой дистилляции. 

Перед тем как узо разольют по бутылкам, оно разбавляется смягчённой водой до достижения необходимой спиртовой крепкости. Высокое содержание алкоголя (по закону, выше 37,5 %) является обязательным условием для сохранения богатого аромата, который ассоциируется с любимым греческим ликёром. В стране насчитывается почти 300 производителей узо, конечный продукт которых  хоть немного, но отличается между собой. Некоторые регионы, как например Пломари на острове Лесвос, смогли завоевать особую репутацию для своего узо. 

Отведайте традиционного узо в деревне Пломари на острове Лесвос! 

Barbayiannis Ouzo Museum that presents the production process of ouzo
Denny Kallivoka
Denny Kallivoka
Food, Wine & Spirits Editor

Food, Wine & Spirits Editor, Founder of #aegeancocktailsandspirits

Read Also

Here is a selection of stories you may also like

Познакомьтесь с лучшими пляжами Афинской Ривьеры

12 лучших пляжей Аттики

Take a tour of the Acropolis Museum

20 лучших музеев Афин

Noctua beer

Справочник о лучших сортах греческого пива, которое придаст свежести Вашему отпуску

Must-try local products of Syros

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать о ципуро

Gemista is a classic home-cooked dish

Гастрономический тур по Афинам

Познакомьтесь с лучшими пляжами Афинской Ривьеры

12 лучших пляжей Аттики

Tzastenis beach, Trikeri

Откройте для себя 13 волшебных деревушек горы Пилио!

Aerial view of Milina village

Познакомьтесь с 12 незабываемыми деревушками на горе Пилио!

awe-inspiring things to do in Meteora

9 захватывающих идей для отпуска на Метеорах

If you love traditional village life, red wine, smoked cheese and the epic mountain scenery in northern Greece, you’ll love all the things to do in Metsovo

11 прекрасных идей для отдыха в Мецово

When in Telendos, you must visit the family-owned tavernas where a fresh catch of seafood comes in every morning
COVER STORY

Greek Spirits Guide: Everything you need to know about ouzo

READING TIME
As long as it takes to drink a glass of ouzo
Learn everything you need to know about ouzo, Greece’s national drink: how it’s drunk, how it’s made, why it turns milky-white when you add water to it and why it tastes of Greek summer!

Imagine yourself sipping a glass of ouzo in the afternoon shade of a Greek island taverna, just as the sun begins to set over the Aegean. Can you pick out the aromas of Greek summer? The taste of friendship, laughter, sunshine… and feel your mind travelling far beyond the city limits of your home?

What is ouzo and what makes it Greek?

Ouzo is the national drink of Greece. And deservedly so. If you’ve never tried it, it’s an aperitif, flavoured with anise or fennel seed, and is exclusively produced in Greece.

While there are other liquorice-scented drinks in the Mediterranean (that also change colour when you add water), ouzo stands out because of its production process. By European law, it is the only one that relates to distilled aniseed and must be produced in a still called an amvyka).

The production process involves the distillation of 96% alcohol by volume spirit, flavoured with a combination of seeds (anise, fennel etc.), spices (cinnamon, clove etc.) and mastiha, according to the recipe of the producer. The specially designed stills are traditionally made of copper and the high quality of the ouzo is ensured by the design and seal of the bottles, which bear all the details of the product and the distiller.

Dining in Karya village, Lefkada

Where does the name ouzo come from?

Ouzo is said to have come from a story involving an Italian (or Ionian Island) trading company, which packaged a batch of exceptional quality tsipouro that was heavily scented with anise. The boxes were marked ‘uso Massalia’ (for use in Marseille, the destination), which became a ‘slogan’ for high-quality tsipouro flavoured with anise and was soon abbreviated. In time, ouzo was standardised as another, distinct drink. 

Other, less probable, versions are that it comes from a corruption of the ancient Greek verb ozo (I smell) or – even more extreme – from ‘ou zo’ (I do not live – in other words, I can’t live without ouzo!).

How do Greeks drink ouzo?

Most Greeks drink ouzo with ice cubes. But experts claim that ice (unless it’s from distilled water and so crystal-clear) alters the composition of ouzo and so recommend using cold water instead. Either way, first bring the glass of ouzo to your nose and then taste it neat to fully appreciate the aromatic complexity. Then go ahead and add an ice cube or cold water. 

One detail that’s good to know if you’re adding both ice and water: To avoid crystals forming, add water first and then ice. And take your time to watch the transparent liquid turning cloudy. Ouzo is meant to be drunk slowly.
 

Why does ouzo turn cloudy?

The essential oils of anise and fennel seed that create the classic liquorice aroma and taste are soluble in high-grade, neat ouzo. But when water or ice are added, the alcohol content drops and the essential oils come out of solution, reappearing as a white precipitate. As well as the colour change, the level of the aromas released increases, flooding the senses.

Do you always drink ouzo with food?

You’ll often see ouzo being accompanied by a classic Greek meze appetiser, but there are also occasions when you can drink it without food. The decision might well have to do with where in Greece the ouzo comes from. If it’s from Macedonia, it won’t contain sugar and so will be drier than ouzos from elsewhere, making the accompaniment of an appetiser more important. The ouzos of southern Greece, on the other hand, contain sugar, meaning they can easily be drunk without an appetiser. 

When choosing what to eat with your ouzo, you could say the flavours of the meze need to be conflicting – aggressive even: sour with salty, sweet with bitter, with ouzo always prevailing between them.

Try it with all kinds of seafood and you’ll understand: Clams, mussels and scallops, sardines that are salted or grilled on the coals, marinated or dry-fried anchovies, or succulent char-grilled octopus. And not just seafood: Freshly fried aubergines or courgettes (dipped in tzatziki), taramosalata, pickles and capers are all favourite ouzo accompaniments. As are kopanisti and tyrokafteri (peppery cheeses) and avgotaraho (preserved cod roe from Messolongi, in Western Greece). But the best meze could be the simple, delicious taste of a tomato and cucumber – chopped, salted, drizzled with olive oil and served with plenty of crushed olives. 

At the same time, if you want, you can also enjoy ouzo as an aperitif before meals (with ice or neat), and there are cocktails made with ouzo, giving a unique flavour.
 

How do you make ouzo?

The process of making ouzo involves alcohol, anise and fennel seeds and a blend of aromatic raw materials that rest in the handmade copper still for hours. The mixture is then distilled and often redistilled a second and often third time.

The quality and aromas of ouzo are determined primarily by the size, type and material of the still, the quality of the alcohol and the combination of aromatics. Every ouzo distiller has its secret formula, which is often a closely guarded family secret. And there even differences in terms of distillation fractions, extraction before distillation and the distillation rate. 

Before the ouzo is bottled, it is diluted with soft water to achieve the desired alcoholic strength. A high alcohol content (by law, greater than 37.5% vol) is a prerequisite for the rich aromas associated with Greece’s favourite liqueur. There are almost 300 ouzo producers found all over Greece, all with a final product that is a little bit different. Some destinations – such as Plomari in Lesvos – have built an identity around ouzo.

Sample the ouzo tradition of Plomari in Lesvos 
 

Barbayiannis Ouzo Museum that presents the production process of ouzo

Read Also

Here is a selection of stories you may also like
Museum of Greek Culture Shop

17 Greek designers for the most chic shopping in Athens

The Changing of the Presidential Guard by the Evzones (special guards) protecting the Tomb on the Unknown Solider

12 historical buildings in Athens for architecture lovers

Discover 12 of the coolest ice cream spots in Athens

11 of the coolest ice cream spots in Athens

Must-try local products of Syros

Greek Spirits Guide: Everything you need to know about tsipouro

Museum of Greek Culture Shop

17 Greek designers for the most chic shopping in Athens

The Changing of the Presidential Guard by the Evzones (special guards) protecting the Tomb on the Unknown Solider

12 historical buildings in Athens for architecture lovers

Discover 12 of the coolest ice cream spots in Athens

11 of the coolest ice cream spots in Athens

Night view of Metsovo

Discover the 11 best things to do in Metsovo