Must-try local products of Syros
COVER STORY

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать о ципуро

READING TIME
Пока Вы едите сувлаки
Ципуро (изветсное также под название «цикудия» на Крите») представляет собой популярный спиртной напиток, перегоняемый из винограда, в который может добавляться аромат аниса. Обычно подаётся для приветствия гостей в доме, сопровождает закуски или просто добавляет радостного настроения при встрече старых друзей в Греции.

Есть сведения, которые относят происхождение ципуро к античности и связывают его с древним напитком под названием «тримма». Согласно официальной версии, исторические следы ципуро уводят к горе Афон на семь веков назад. А, может быть, и дальше – к временам Византийской империи и к таким городам, как Константинополь, Смирна и Александрия, где жмых от винограда с плодородных земель Малой Азии использовался для изготовления спирта с добавлением аниса с острова Лимнос и мастики с острова Хиос, превращаясь в специальных бронзовых котлах в алкогольный напиток высокого качества, благодаря умелым мастерам из Понта и Армении. 

В те времена напиток был известен под названием раки, так как виноградный жмых, из которого он производился, назывался «ракас». К полученному спирту добавляли анис, фенхель, ароматные травы и мастику. С годами производство этого напитка распространилось по всей Греции, преимущественно в Македонии, Эпире, Фессалии и на Крите. 

 

Как ципуро распространилось по всей Греции? 

Вплоть до последних десятилетий 20-ого века ципуро производилось исключительно как домашний продукт, а его продажа для прямого потребления была запрещена до 1988 года. Только виноделы в определённых районах страны имели право осуществлять дистилляцию и продавать полученный продукт на местном рынке, причём только два дня в году. 

Такие «двухдневные спиртоварни», как их называли, могли таким образом получить себе дополнительный заработок, продавая полученный напиток на местном рынке и вино-водочным заводам. 

В последующие годы ципуро стал считаться напитком для пожилых. Большое количество такого спиртного продавалось на розлив из бочек и поэтому не считалось напитком высокого качества. Ситуация изменилась, когда греческое государство, под напористым давлением  спиртоварен, приняло в  1988 году закон, признающий ципуро традиционным напитком и позволяющий его производство и розничное распространение в бутылках по всей стране. С тех  пор  именно этот спиртной напиток стал ассоциироваться с Грецией во всём мире. 

Как пьют ципуро в Греции? 

По традиции, ципуро являлся напитком самих виноделов, как например граппа в Италии или орухо в Испании. Иными слова, это был напиток, изготавливаемый из отходов винного производства, который распивали в семейном кругу и с друзьями. Со временем он стал напитком для дружеских посиделок и был особенно популярен в деревенских «кафенион». 

Ципуро и сегодня распивается в дружеском кругу, но оно также включено в гамму выпускаемой продукции, наряду с другими высококачественными спиртными напитками, на многих вино-водочных заводах с длинной историей. Оно идеально сопровождает закуски, морепродукты и прекрасно сочетается в коктейлях. Также рекомендуем попробовать ципуро долгой выдержки. 

Как изготавливается ципуро? 

Основным компонентом ципуро является жмых, остающийся во время винодельного процесса, после отжима виноградного сока. Эта масса проходит через процесс дистилляции до получения спиртного напитка 40-45 градусов крепкости.  Однако большим отличием от других подобных виноградных сортов водки, встречающихся в Средиземноморье, является ароматный характер ципуро, который связан с самим исходным материалом, а также с особым процессом изготовления. 

Ципуро в бутылках (в отличие от розливного) имеет более фруктовый вкус, чем другие сорта виноградной водки, особенно в сравнении с тяжёлыми ароматами граппы. Ципуро также мягче на вкус, поэтому удобен для приготовления коктейлей, что невозможно в случае граппы. 

В чём разница между ципуро и цикудией? 

В регионах Македонии и Фессалии этот напиток имеет название «ципуро», а на Крите его называют «цикудия». По сути, это один и тот же напиток. 

Способ приготовления остаётся одинаковым. Виноделы используют остаточный материал после отжима винограда и подвергают его брожению на низких температурах, чтобы сохранить все ароматы виноградных сортов. Далее осуществляется процесс дистилляции в специальных ёмкостях. 

Чем отличаются разные виды ципуро? 

Обязательным условием для производства ципуро высокого качества является хороший виноград. Таким образом, сорт винограда, состав почвы, на которой он рос, высота и географическая ориентация виноградника, а также способы выращивания и время сбора урожая – всё это существенно влияет на характеристики и вкус конечного напитка. И, разуемеется, вкус зависит и от того, добавляется ли анис на стадии производства напитка. 

Всё мастерство спиртовара заключается как раз в том, чтобы сохранить все ароматы и вкусовые ноты винограда, особенно во время процесса брожения, когда мастер может придать свои нотки и повлиять на конечный характер напитка.  

Узнайте, как пить узо «по-гречески»!

Read Also

Here is a selection of stories you may also like
Noctua beer

Справочник о лучших сортах греческого пива, которое придаст свежести Вашему отпуску

When in Telendos, you must visit the family-owned tavernas where a fresh catch of seafood comes in every morning

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать об узо

Ask any local and they’ll tell you Crete is the undisputed No1 foodie destination in Greece

Гастрономический путеводитель по Криту

Hiking Balos trail

8 интересных вариантов активного отдыха в Греции

Bougatsa is a delicious filo pastry pie made either sweet with semolina-cream filling and dusted with icing sugar and cinnamon or savoury with fillings such as cheese or mince.)

Гастрономический путеводитель по Салоникам

Oia in Santorini

Вокруг Греции на пароме в эпоху короновируса

Noctua beer

Справочник о лучших сортах греческого пива, которое придаст свежести Вашему отпуску

When in Telendos, you must visit the family-owned tavernas where a fresh catch of seafood comes in every morning

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать об узо

Смола на мастичных деревьях, Хиос

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать о мастичном ликёре

Take a long afternoon stroll in Hora

10 лучших идей для отпуска на острове Кифнос

If you are interested in exploring the other grape varieties, there are wineries around Lixouri

Гастрономический путеводитель по Кефалонии

The Peloponnese is one of Greece’s most geographically diverse and historically rich destinations. It’s also somewhere you’ll eat like a god

Гастрономический путеводитель по Пелопоннесу

Kafeneio in Palaios Panteleimonas
COVER STORY

Greek Spirits Guide: Everything you need to know about tsipouro

READING TIME
As long as it takes to eat a souvlaki
Tsipouro (or tsikoudia in Crete) is a popular grape-distilled spirit made pure or scented with anise. It is served as a welcome to guests, an accompaniment to meze or as the fuel for the laughter between old friends in cafes all over Greece.

There are some who attribute the origins of tsipouro to the ancient Greek drink called Trimma. Officially, however, we can trace its origins to the monasteries of Mount Athos about seven centuries ago. Or perhaps to the days of the Byzantine Empire – to Constantinople, Smyrna and Alexandria, and the raw materials of grapes from the fertile land of Asia Minor, anise from Lemnos and mastiha from Chios, fermented in elaborate bronze stills made by craftsmen from Pontus and Armenia to producing a highly valued spirit.

At that time it was known as raki because it was the product of the distillation of rakas (the skins of grapes) and was flavoured with anise, fennel, aromatic herbs and mastiha. And over the years, production has spread to various parts of Greece, mainly in Macedonia, Epirus, Thessaly and Crete.
 

How did tsipouro spread around Greece?

Up to the last decades of the 20th century, tsipouro was produced exclusively at home and its sale for direct consumption was prohibited until 1988. Only winegrowers in certain areas had the right to distil and trade it locally, and then only for two days a year. 

These "two-day distillers", as they were called, were in this way able to supplement their income by selling it locally and to companies producing alcohol.

In the years that followed, tsipouro became the drink of the elderly. A large amount of it circulated in bulk, but it wasn’t considered a quality spirit. This changed when the Greek state, under the constant request of distillers, decided in 1988 to pass a law establishing tsipouro as a traditional Greek product and allowed it to be produced and distributed in bottles throughout the country. Since then it can be considered a spirit that has represented Greece worldwide.

How is tsipouro drunk in Greece?

Traditionally, tsipouro was the drink of the winemaker – something like the grappa in Italy and orujo in Spain. In other words, a spirit made from the residue of the wine-making process for drinking with family and friends. Over the years it became, like ouzo, the drink of the company, particularly in the village kafeneion. 
It still serves that purpose today but also proudly takes its place alongside other premium Greek spirits produced by family distilleries with a long history. It is an ideal accompaniment to meze appetisers and seafood and works impressively in cocktails. There is even barrel-aged tsipouro that is worth seeking out. 

How is tsipouro produced?

The main ingredient of tsipouro is pomace (the solid remains of the grape pressing process in winemaking, including the skin, seeds and pulp) that is distilled to create a 40-45% alcohol by volume product. However, the big difference with other Mediterranean grape spirits is tsipouro’s aromatic profile, a result of both the raw material and in the slightly different production method.

Bottled tsipouro (as opposed to that available in bulk) is more fruity than other grape distillates, especially in comparison with the heavier aromas of most grappas. It is also softer, which is why it can be used in cocktails, which is not the case with grappa.

FAQs about tsipouro

In the likes of Macedonian and Thessaly, they simply refer to tsipouro, while in Crete it’s known as tsikoudia. So tsipouro and tsikoudia are the same thing. 
The production process doesn’t change. Winemakers take the "tsipoura" (the remains from the pressing of their grapes) and ferment them at low temperatures in order to preserve the aromas of each grape varietal. Then they proceed to distillation in stills.

A prerequisite for the production of top-level tsipouro is good quality grapes. So, the variety of grapes, and the composition of the soil, altitude and orientation of the vineyard, as well as the cultivation techniques, harvest time and year, all play a decisive role in the properties and taste of the final product. As well, of course, as the decision of whether to scent it with anise.

The art of the distiller is to capture the aromatics and flavours of the grapes, particularly in the fermentation process, where they are able to give their touch and character to the final product. 

Denny Kallivoka
Denny Kallivoka
Food, Wine & Spirits Editor

Food, Wine & Spirits Editor, Founder of #aegeancocktailsandspirits

Book your trip

All your holiday planning needs in one place, letting you book direct and benefit from official online rates

the-delicious-athens-food-tour-logo
Group

The Delicious Athens Food Tour

3.5 hours
  • star-1
  • star-2
  • star-3
  • star-4
  • star-5
251 Reviews
Free cancellation
Not sure? You can cancel this reservation up to 24 hours in advance for a full refund
Olive oil, sweets, Greek ‘meze’, wines, Greek street food and much more - Greece is food heaven! Greeks love eating with a Mediterranean passion that...
athens-food-tour-eat-the-local-way-logo
Group

Athens Food tour - Eat the local way

4 hours
  • star-1
  • star-2
  • star-3
  • star-4
  • star-5
354 Reviews
Free cancellation
Not sure? You can cancel this reservation up to 24 hours in advance for a full refund
Discover Athens through its food culture and taste superb Greek pastries, wine, cheese and salamis. Enjoy an authentic Greek breakfast, visit traditional food stores and...

10 of the best beaches in Skiathos

Discover 12 of the best beaches on the Athens Riviera

10 unique experiences in South Chania

Benakeios library

A self-guided walking tour around the neighbourhoods of downtown Athens

Balos beach, Crete

10 of the best beaches in Chania

Make a difference with holidays in North Evia

Discover 12 unforgettable things to do in Leros

10 unique experiences in South Chania

8 of the best things to do in Kea (Tzia)

Benakeios library

A self-guided walking tour around the neighbourhoods of downtown Athens