Смола на мастичных деревьях, Хиос
COVER STORY

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать о мастичном ликёре

READING TIME
Пока Вы едите греческий салат
Мастика, известная, в основном, как популярный, но простой ликёр, подаваемый после ужина в тавернах, превратилась в последние годы в ключевой ингредиент, используемый лучшими шеф-поварами и барменами Греции.

Каждый глоток мастичного ликёра – это маленьких взрыв ароматов. Этот напиток словно вобрал в себя весь остров Хиос, на котором растёт знаменитое дерево, так бережно культивируемое местными жителями на протяжении многих веков, чтобы изготавливать из его смолы целую гамму различных продуктов. Кроме того, это один из тех традиционных местных напитков, которые смогли завоевать новые пространства и стали популярными в барах по всей Греции. 

Почему смола мастикового дерева так ценится? 

Были времена, когда мастика почти перестала пользоваться интересом, несмотря на то, что одноимённое дерево продолжало выращиваться на острове Хиос на протяжении веков. Но в последние 20 лет мастичный ликёр, наряду с другими продуктами из мастики, вернул себе заслуженное признание. 

Бережное производство и удачный маркетинг этого уникального ароматного материала дали результат, и мастика получила признание в косметике, медицине, кулинарии и, конечно же, в производстве спиртных напитков, популярных по всей Греции. 

Однако мастичному ликёру пришлось немало побороться за своё место. На протяжении многих лет он оставался всего лишь охлаждённым спиртным напитком, подаваемым в маленьких стопках после ужина в тавернах и в греческих домах, что не раскрывало всех его возможностей. 

Ситуация изменилась, когда ведущие шеф-повара Греции стали использовать его для придания особых ноток своим блюдам, одновременно представляя его как уникальный греческий кулинарный продукт. Так, Лефтерис Лазару добавлял мастичный аромат в свой фирменный рыбный суп в ресторане «Варулко», удостоенном звезды Мишлен.  Христофорос Пескьяс (в ресторане «Бальтазар») применял его в мясных блюдах, а Стелиос Парлиярос добавлял его в шоколад и сладости в своей «Сладкой алхимии». И даже признанный испанский шеф-повар Андони Адуриз использовал его в одном из своих мясных блюд из ягнёнка в ресторане «Mugaritz» в Сан-Себастьяне, удостоенном двух звёзд Мишлен. 

Кроме того, мастичный ликёр всё больше и больше используется в качестве креативного компонента во многих коктейлях. На рынке сегодня можно найти широкий выбор мастичного ликёра превосходного качества. Многие марки ликёра завоевали себе постоянное место на стойках баров не только в Греци, но и по всему миру. Греческие же бармены особенно высоко почитают мастику за её уникальный букет ароматов. 

Где производят  мастику в Греции? 

Если у Вас выдастся возможность, советуем побывать в в мастиковых деревнях Хиосаса, где Вы сможете познакомиться с живой традицией выращивания мастиковых деревьев. Сбор урожая представляет собой процесс надрезания ствола низкорастущих деревьев специальным хирургическим надрезом (называемым «кендима»), который позволяет смоле медленно сочиться ароматными каплями. Весь процесс похож на особый ритуал, а местные жители обычно подчёркивают, что каждое дерево, каждая его ветка способны чувствовать, поэтому очень важно не травмировать его.

Хотя само мастиковое дерево произрастает во многих странах восточного Средиземноморья, только на Хиосе смола добывается таким способом. Именно поэтому мастика Хиоса является эксклюзивным продуктом по способу выращивания, который был включён ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия.

Какое особенное всё-таки дерево!Кажется, что у него, действительно, есть характер. Как ещё можно объяснить тот факт, что когда оно растёт вне острова Хиос, оно выделяет смолу в совсем малых количествах, и причём абсолютно без аромата?! 

Надо также сказать, что мастиковое дерево (pistacia lentiscus) очень трудно выращивать, а сбор и обработка смолы являются трудоёмкими процессами. Очистка 20-30 кг мастики может занять три месяца, так как вся работа делается вручную при помощи пинцета, кристалл за кристаллом.  Поэтому только побывав в мастиковой деревне и попробовав этот продукт, Вы сможете оценить всю прелесть его ароматов и понять уникальную связь этого напитка с теми людьми, которые посвятили свою жизнь производству мастики. 

Как изготавливается мастичный ликёр? 

Как и многие другие продукты из мастичной смолы, ликёр производится на Хиосе. По сути при изготовлении ликёра кристаллы смолы проходят процесс дистилляции, а затем добавляется спирт высшего качества.  Иногда используется метод  дистилляции чистых кристаллов в ёмкостях, что очень затрудняет процесс, так как при плавлении они прилипают к стенкам ёмкости. В качестве альтернативного способа используется мастичное масло. 

Первая официальная спиртоварня на Хиосе открылась в 1912 году, сразу после освобождения Хиоса от Османского ига. Изначально завод производил ароматизированное узо. А примерно через сто лет открылось сразу несколько заводов, которые производят мастичный ликёр традиционным способом. 

Узнайте, как пить узо «по-гречески»!

Denny-kalyvoka
Denny Kallivoka
Food, Wine & Spirits Editor

Food, Wine & Spirits Editor, Founder of #aegeancocktailsandspirits

 
Done
Done
Accommodation

Agora Residence Chios

Хиос

Agora Residence is located at the heart of Chios town, in the most commercial street, called Aplotaria Str. The renovat...

Official online rates

Read Also

Here is a selection of stories you may also like
Noctua beer

Справочник о лучших сортах греческого пива, которое придаст свежести Вашему отпуску

Zante - Zakynthos

Бесконечное Греческое лето

Весна на острове Санторини

Греция Весной, Греческая природа во всей своей красе

Couple hiking in nature

Отдых в Греции для всех возрастов

Frozen cocktail

Местные напитки в Греции

Μαστιχόδεντρο

Производится в Греции, Плоды, сотворенные самой природой

Noctua beer

Справочник о лучших сортах греческого пива, которое придаст свежести Вашему отпуску

Must-try local products of Syros

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать о ципуро

When in Telendos, you must visit the family-owned tavernas where a fresh catch of seafood comes in every morning

Путеводитель по спиртным напиткам Греции: всё, что необходимо знать об узо

Take a long afternoon stroll in Hora

10 лучших идей для отпуска на острове Кифнос

If you are interested in exploring the other grape varieties, there are wineries around Lixouri

Гастрономический путеводитель по Кефалонии

The Peloponnese is one of Greece’s most geographically diverse and historically rich destinations. It’s also somewhere you’ll eat like a god

Гастрономический путеводитель по Пелопоннесу

Resin on a mastic tree, Chios
COVER STORY

Greek Spirits Guide: Everything you need to know about mastiha liqueur

READING TIME
As long as it takes to eat a Greek salad
Mastiha has gone from a popular but humble liqueur, served after meals in tavernas, to a key ingredient of some of the best chefs and bartenders in Greece. So pull up a barstool as we explore why this aromatic alcoholic drink made from the famous mastic resin of Chios has exploded in popularity.

Just a sip of mastiha liqueur produces an explosion of aromas. It carries with it the spirit of an entire island and its famous tree, which its people have cultivated with imagination for centuries to produce the resin from which so many products are made. And as for the aftertaste … it’s that of a traditional Greek spirit that has managed to break boundaries and make its way into bars all around Greece.

Why is mastic resin so valuable?

There was a time when mastic (harvested from the tree of the same name) fell out of favour, despite being cultivated in the villages of Chios for centuries. In the last 20 years, however, mastiha liqueur (along with many mastic products) has enjoyed a much-deserved comeback. 

Careful production and marketing of the uniquely scented resin has seen it gain international recognition for its use in cosmetics, medicine, food and … yes … the alcoholic drink that is a popular around Greece.

But mastiha liqueur has had to fight hard to reclaim its place. For several years, it was just a chilled alcoholic drink consumed in shot glasses after meals in tavernas and Greek homes, something that did not do it justice.

This changed as prominent Greek chefs began using it to light up their dishes, celebrating it as a uniquely Greek culinary product. Lefteris Lazarou has flavoured his signature fish soup with mastiha in Michelin-starred Varoulko, Christoforos Peskias (of Balthasar) has used it in meat dishes, Stelios Parliaros uses it in chocolates and sweets at the Sweet Alchemy, and even acclaimed Spanish chef Andoni Aduriz has used it in one of his lamb creations at two Michelin-starred Mugaritz near San Sebastian. 

Added to that, mastiha liqueur has increasingly been used as a creative ingredient in cocktails. There are a number of exceptional mastiha liqueurs on the market that have earned their place on the shelves of bars, not just in Greece but around the world, with Greek bartenders in particular increasingly appreciating its unique aromas.
 

Where does mastic come from in Greece?

If you get the chance to visit the mastic villages of Chios, you’ll witness a fascinating tradition that involves entire communities. The harvest involves "wounding" the trunk of the low-growing tree with a surgical incision (known as kentima) that allows the resin to slowly emerge as a teardrop, carrying the beauty of all nature concentrated in one scent. The entire process looks like a ritual and if you ask a local, they’ll tell you: “Every tree, every branch has its own feelings. It is important that the tree does not suffer.”

Despite the tree growing in many eastern Mediterranean counties, only on the island of Chios mastic is produced in this way. As such, Mastiha Chiou (as it’s known) is a product that is exclusive to Chios in a cultivation tradition that has been included by UNESCO on its list of Intangible Cultural Heritage.

What a strange tree! You could say it has a personality. How else do you explain that, outside Chios, the same tree – even if it manages to shed tears – produces mastic in very small quantities that is totally odourless?

Added to that, the mastic tree (pistacia lentiscus) is notoriously difficult to grow and collecting and processing the resin is labour-intensive. Cleaning 20-30kg of mastic can take three months as all the work is done by hand with tweezers, crystal by crystal. So visiting a mastic village and mastiha-tasting is the best way to appreciate the wonderful aromas and understand the unique connection of the drink with the people who have dedicated their lives producing it.
 

How is mastiha liqueur produced?

Like many other mastic products, the liqueur is processed on Chios. Essentially, the crystals are distilled and pure high-quality alcohol is added to the resulting mastiha spirit. It’s a technique that involves either distilling the pure crystals in the stills (which is difficult as they stick to the sides as they melt) or with the addition of mastic oil.

The first official distillery on Chios can be traced to 1912, immediately after the liberation of Chios from the Ottomans, and was mainly used to scent ouzo. More than a century later, there are several companies producing mastiha in this authentic way. 

Learn how to drink ouzo, Greek-style!

Denny-kalyvoka
Denny Kallivoka
Food, Wine & Spirits Editor

Food, Wine & Spirits Editor, Founder of #aegeancocktailsandspirits

 

Book your trip

All your holiday planning needs in one place, letting you book direct and benefit from official online rates

Done
Done
Accommodation

Agora Residence Chios

Chios

Agora Residence is located at the heart of Chios town, in the most commercial street, called Aplotaria Str. The renovat...

Official online rates

Read Also

Here is a selection of stories you may also like
Noctua beer

A guide to the best Greek beer and microbreweries to freshen up your holiday

Couple hiking in nature

Holidays for seniors in Greece

Mastic tree

Greek produce, nature’s generous bounty

Springtime on the island of Santorini

Spring holidays in Greece

Zante - Zakynthos

Summer holidays in Greece

Plaka district in Athens

Unique things to do in Athens right now!

Discover 12 of the coolest ice cream spots in Athens

11 of the coolest ice cream spots in Athens

If you love traditional village life, red wine, smoked cheese and the epic mountain scenery in northern Greece, you’ll love all the things to do in Metsovo

Discover the 11 best things to do in Metsovo