7

7 ТУРОВ БЛИЗ ГОРОДА КАВАЛА НА СКЛОНАХ ГОРЫ ПАНГЕО

READING TIME
За чашечкой греческого кофе

Мы уже рассказывали Вам, как интересно провести отпуск в городе Кавала и на острове Фасос. Возможно, Вам захочется приехать ещё раз в эту прекрасную область северной Греции. В этой статье мы хотим рассказать Вам о настоящей природной жемчужине, находящейся всего в 40 км от города Кавала. Это, конечно же, гора Пангео, которая прекрасно подходит для активного отдыха круглый год, особенно для однодневных туров по деревушкам и монастырям, во время которых можно  посетить традиционные ремесленные мастерские, лавочки с местными продуктами, а также пообедать в  тавернах и устроить пеший поход. В античности это гора была известна как место поклонения богу Дионису (богу виноделия и шумного веселья), а также своими рудниками золота и серебра. Деревушки горы Пангео расположены среди берёзовых, платановых, хвойных и каштановых рощ. Это волшебный уголок нетронутой природной красоты Греции.

* Добраться до Кавалы можно на машине из Салоник (за 2 часа) или на самолёте из Афин, а также из других европейских городов в летние месяцы (когда летают прямые рейсы).

Туры по винодельням с древними секретами

В качестве первого тура близ Кавалы предлагаем посетить винодельни на горе Пангео, где когда-то поклонялись богу виноделия. Здесь Вы узнаете, что виноделием в регионе Кавалы занимались ещё с древности. Об этом свидетельствуют находки на территории археологического места в Филиппах – одного из древнейших в Европе. Производители вина в северной Греции официально учредили Винную тропу Диониса, в которую входят и виноградники горы Пангео, такие как  Biblia Chora и Македонская винодельня Nico Lazaridi, сумевшие добиться международного признания и сыгравшие роль в присуждении винам с горы Пангео статуса Защищённой географической маркировки происхождения.

A tour of the cellar of a winery near Kavala

Название винодельни «Biblia Chora» связано с историческим наименованием этого региона, данным ещё древними греками, которые продолжили традиции виноделия, перенятые от финикийцев, которые прибыли сюда, привлечённые залежами золота и серебра, и привезли с собой священное вино «Библиа Ампелос». Современные виноделы на горе Пангео выращивают такие винные сорта, как Ассиртико, Родити, Малагузия и Мосхато, а также классические для Европы Шардоне, Мерло и Сирах.  Экскурсии по таким виноградникам и дегустация обещают быть очень увлекательными!

Скрытые сокровища деревушки Мустени

Далее направимся к деревушкам горы Пангео, начиная с великолепной деревни Мустени, которая находится всего 40 минутах езды от Кавалы посреди зелёного склона. Въезжая в деревню, ощущаешь восторг, глядя на арочные мостики, соединяющие каменные дома, стоящие по разные стороны реки и построенные известными мастерами строительного дела из региона Эпирус. Прогулка по улочкам Мустени словно переносит Вас в иной мир: повсюду водяные мельницы и фонтаны с прохладной родниковой водой круглый год, а в центре – очаровательная главная площадь деревни. Постоянное население здесь составляет около 1000 человек. Среди архитектурных сокровищ деревни отметим Старую турецкую школу (обратите внимание на арабские надписи), а также Этнографический музей. Находясь здесь, трудно представить, что Вы всего в 20 км от моря.

Lunch at Bostani Gastronomy restaurant surrounded by greenery in Moustheni village

Мустени также приятно удивит Вас своими прекрасными тавернами, в которых подают местную кухню. Кроме того, сразу за деревней находится ресторан изысканной средиземноморской кухни (Bostani Gastronomy), в котором можно отведать грибной сур-пюре на трюфельном масле, а также цветы кабачка с начинкой из феты, песто и каштанов.

Полезный совет: Сразу за деревней можно посетить небольшие пещеры под названием «Трипес тис Панагиас» (что означает «пещеры Богородицы»). Считается, что это входы в тоннели древних рудников. Согласно легенде, они ведут к монастырю Богородицы Икосифониссы, находящемуся по другую сторону горы Пангео.

Выберите свой любимый местный сыр!

Перед тем, как покинуть деревню Мустени, постарайтесь попробовать как можно больше местных продуктов: оливковое масло, тсипуро (виноградную водку), миндальную нугу под названием «амигдалота», а также домашние макаронные изделия. Всё, что можно купить в местных лавочках, невозможно не полюбить! Однако ещё одним особенным моментом Вашего тура близ Кавалы станет общение с местными жителями, которые производят все эти продукты.  На семейной ферме «Mousthenis Farm» (расположенной к югу от деревни) выращивают овец и коз уже на протяжении трёх поколений, получая молоко для изготвления вкуснейших сыров и другой молочной продукции.

Любовь и заботу, с которой владельцы фермы относятся к своим животным, можно ощутить, пробуя широкий ассортимент их сыров (кацикисио, гравьера, калафири и кассери). На ферме можно позавтракать и пообедать, а также познакомиться с животными (что пользуется большой популярностью среди детей) и узнать о новых экологических способах животноводства. Но если вы не большой поклонник сыров, не волнуйтесь. На ферме также изготавливают разные виды варенья (клубничное, персиковое, сливовое, черешневое), соусы (луковые, томатные), травы и специи (ореган, мята, лавровые листья, розмарин),  домашний «траханас» (древний рецепт мелких макарон из козьего молока и зерна).

Деревушка Месоропи – водный рай!

Всего в 4 км от деревни Мустени, но немного выше на склонах горы Пангео, находится небольшая, но очень впечатляющая деревушка Месоропи. Здесь больше традиционной македонской архитектуры (обратите внимание на крыши из красной черепицы, ярко контрастирующие с белыми стенами домиков и особняков 19-ого века, а также на 200-летнюю колокольню у церкви Св. Георгия). Прислушайтесь к звуку речной воды, проходя мимо мельниц и переходя через мостики (самым известным является мост Клотори). Прогуляйтесь не спеша по улочкам деревни, остановитесь в кафе или таверне на мощённой камнями площади

Или же просто присмотрите себе тихую скамейку и устройте небольшой пикник. Если же Вы любитель мяса, то мясные блюда местных таверн не оставят Вас равнодушными (филе на гриле, стейк-рибай, ягнёнок на медленном огне или свиная рулька, известная под названием «котси»). А почему не выбрать и улиток в красном соусе?  А может быть, Вам больше вкусу гурманная кухня отеля-бутика, расположенного в старом каменном особняке? Кажется, гастрономические возможности горы Пангео смогут удовлетворить любой вкус!

Традиционные местные продукты

Ещё одним кулинарным сокровищем является деревушка Месоропи. Здесь Вы сможете познакомиться поближе с одним из самых легендарных греческих супер-продуктов – «тахини». Недалеко от церкви Тимиос Продромос находится фабрика семьи Флорос, владельцы которой уже в четвёртом поколении занимаются обработкой кунжутных семян и производят по традиционному рецепту кунжутную пасту «тахини». Секрет успеха этой фабрики, как Вы сами убедитесь, побывав здесь, заключается в выборе экологически выращенных кунжутных семян, которые при изготовлении пасты используются целиком. Далее семена обжариваются на буковых дровах и перемалываются на холодном каменном прессе. Низкая температура сохраняет эфирные масла кунжута и усиливает аромат производимой пасты, которая получила репутацию лучшей во всей Греции. Мы уверены, что и для Вас будет очень увлекательно послушать о процессе изготовления «тахини», а также узнать историю семьи, которая купила первую из четырёх своих водяных мельниц ещё в 1880 году, чтобы запустить производство.

Полезный совет: семья Флорос также производит мёд и халву, приготовленную из манной крупы и кунжутных семян. А если Вам понадобится прикупить хлеба для пикника, то в деревне имеется несколько пекарен, которые выпекают чудесный дрожжевой хлеб.

Пешая прогулка по горе

При такой густой растительности на горе (и насыщенной кухне) просто невозможно не отправиться в пешую прогулку. Вершины горы Пангео – пики Дикорфо или Трикорфо (1949 метров), Воскос (1858 метров), Мати (1956 метров) и Авго (1835 метров) – являются излюбленными целями многих горняков, участвующих в Клубе альпинистов Кавалы. Однако не стоит волноваться по поводу сложности маршрутов, ведь здесь есть и много лёгких троп, проходящих по более низким склонам. Тропа Месоропи начинается ещё в пределах деревни, ведёт через мосты, а далее пролегает по зелёному массиву и через час приводит прямо к водопаду Месоропи. В летний период сюда можно даже нырнуть! Далее тропа уходит вверх по горе (ещё через 2 часа пути можно увидеть пещеры) и заканчивается у горного убежища Клуба альпинистов Кавалы на высоте 1650 метров недалеко от пика Авго.

Hiking on Mt Pangaio

Ещё один рекомендуемый маршрут начинается в местечке Палиа Авли (чуть выше деревни Авли). Примерно в 150 метрах о крошечной деревенской церквушки отходит тропа, зигзагом пересекающая лесную дорогу и позволяющая путникам насладиться красотой леса, в котором перемежаются буковые деревья и платаны, хвойные и каштаны. Чтобы дойти до горного убежища Клуба альпинистов, необходимо около 3,5 – 4 часов подъёма на гору. А убежище Хатзигеоргиу расположено ещё выше, поэтому если почувствуете усталость, лучше просто вернуться обратно.

Полезный совет: для более протяжённых походов по горе Пангео рекомендуем расспросить местных жителей о погодных условиях и возможности взять с собой сопровождающего, которые имеют доступ к действующим горным убежищам.

Погрузитесь в религиозную историю горы Пангео

Последний тур близ города Кавалы на гору, где местные жители поклонялись богу Дионису, пока не приняли христианство,  будет посвящён посещению монастырей. На горе Пангео есть  десятки монастырей, которые открыты для посетителей до заката солнца. Некоторые из них стоит особенно выделить из-за их архитектурной и исторической значимости, но также за их успокоительную атмосферу. Так, святой монастырь Вознесения Господня, расположенный на высоте 950 метров на северных склонах горы Пангео, отличается своей главной церковью круглой формы и панорамным видом на долину Серрес. Монахини этой обители занимаются иконописью и вышиванием золотой нитью, а также изготовлением домашней лапши, маринадов и других продуктов, которые посетители могут купить.

А главная церковь в святой обители Богородицы Икосифониссы относится в 19-ому веку, но заложена она была ещё в 5-ом веке н. э. (именно поэтому это один из самых старинных монастырей в Греции). Здесь сохранены прекрасные фрески 16-ого века, а также часть мраморного пола, который относится к  Византийскому периоду (около 1000 года). Кроме того, отметим монастырь Св. Пантелеимона Хрисокастро, построенный на холму под названием Аэтоплайя, что означает «орлиный склон». Эта обитель была основана во времена обмена населением, происходившего после Малоазийской катастрофы в 1922 году. Данное поселение когда-то было турецкой  деревушкой под названием Елетзик, но после обмена населением с Турцией греческие беженцы из Малой Азии, поселившиеся здесь, превратили мечеть в церковь и посвятили её Св. Пантелеимону.

7 туров близ города Кавалы на горе Пангео

Густые леса на склонах горы Пангео таят в себе столько приятных сюрпризов, что любой тур в окрестностях Кавалы может превратиться в настоящее приключение! При этом каждое время года порадует Вас чем-нибудь особенным. И поверьте, возвращаться из такого тура совсем не захочется!

Узнайте больше, почему стоит выбрать отпуск в Кавале





Stay connected with Greece

Bleecker bag Alphabet blue

Bleecker bag Alphabet blue

25€
Hoop earrings

Thassos Marble hoop earrings

200€

Read Also

Пять причин побывать в городе Кавала

Giola lagoon the natural pool carved into the rock by the sea in Thassos

Пять причин побывать на острове Тасос

Деревья с золотыми листьями на осень в Valia Κalda

Осенний отдых в Греции

7

7 GETAWAYS FROM KAVALA ON THE SLOPES OF MT PANGAIO

READING TIME
As long as it takes to drink a Greek coffee

Once you’ve discovered all the things to do on your holidays in Kavala and Thassos, you’ll be searching for reasons to return to one of the best mainland and island combos in northern Greece. So we’re here to reveal yet another hidden gem, just 40km from Kavala. Mt Pangaio offers a year-round feast of activities, perfect for one-day getaways such as discovering villages, wineries and traditional crafts and local products, as well as eating and hiking. Renowned for worshipping Dionysus (god of winemaking and revelry) and its silver and gold mines in antiquity, Pangaio’s mountain villages and thick beech, plane, fir and chestnut tree forests are perfect for anyone wanting to discover a virtually untouched part of Greece. 

* You can reach Kavala by road from Thessaloniki (2hrs) or by plane from Athens or other European cities in summer months (when there are direct flights). 

Visit wineries that hide ancient secrets

On the mountain where the god of wine was once worshipped, visiting the vineyards of Mt Pangaio is the first of your getaways from Kavala. As you’ll find out, they’ve been making wine around Kavala since antiquity, with evidence of grape pressing near the archaeological site of Philippi being the oldest in Europe. The Winemakers of Northern Greece have established the Wine Route of Dionysus, including Mt Pangaio vineyards such as Biblia Chora and the Nico Lazaridi Makedon Winery that have established glowing international reputations and contributed to Mt Pangaio’s wines being given Protected Geographical Indication status.

A tour of the cellar of a winery near Kavala

Biblia Chora’s name originates from the name given to the region by the ancient Greeks, who continued the wine-producing methods of the Phoenicians who (drawn here by the gold and silver mines) brought with them the sacred Biblia Ampelos vine. Today’s vineyards on Mt Pangaio produce Greek grape varieties such as Assyrtiko, Roditi, Malagouzia and Moschato as well as European stalwarts like Chardonnay, Merlot, Syrah etc – as you’ll love finding out about on a vineyard and wine-tasting tour.

Uncover the gems of Moustheni village

Next up, we head to the villages of Mt Pangaio, starting with gorgeous Moustheni, just 40mins drive from Kavala and nestled within the greenery of the mountainside. Just entering the village is an uplifting experience, with arched bridges uniting houses built by the master stonemasons of Epirus either side of a river.  Walking around Moustheni takes you to another world, filled with watermills and fountains flowing with chilled water all year round and a charming main square. With a permanent population of around 1,000 and architectural jewels like the Old Turkish School (look for the Arabic inscription) and the Folk Museum, you’d never think you are just 20km from the sea. 

Lunch at Bostani Gastronomy restaurant surrounded by greenery in Moustheni village

Moustheni is full of such surprises, with everything from tavernas serving local dishes to a restaurant (Bostani Gastronomy) just outside the village serving refined Mediterranean cuisine through recipes like velouté mushroom soup with truffle oil and courgette flowers stuffed with feta, pesto and chestnuts.

Tip: Just outside Moustheni, the Tripes tis Panagias (Holes of the Virgin Mary) look like cave entrances but are believed to be ancient mining tunnels. Legend has it that they lead to the Monastery of Panagias tis Eikosifoinissas on the other side of Mt Pangaio.
 

Pick your favourite cheese at a local farm

Before leaving Moustheni, try as many local products as you can. Olive oil, tsipouro (a grape-distilled spirit), almond-based confectionery known as amygdalota and hand-made pasta … whatever you find in the local shops, you’ll love it. But the next gem on your getaway from Kavala lets you also meet the people (and animals) behind the local products. The family-owned Mousthenis Farm (just south of the village) has been raising sheep and goats for three generations, turning their milk into delicious cheeses and other dairy products.

The same love and care that goes into raising the livestock are found in the farm’s cheese-making (as you’ll learn by tasting katsikisio, graviera, kalathyri and kasseri). The farm offers breakfast and lunch, as well as a tour of the animal enclosures (always a hit with the kids) and an introduction to their sustainable breeding techniques. And if you’re not a cheese fan, fear not. The farm also produces marmalades (strawberry, peach, plum, cherry), chutneys (onion, tomato), herbs & spices (oregano, mint, bay leaf, rosemary) and handmade trahanas (an ancient goat’s milk and grain-based pasta).

Immerse yourself in water-filled Mesoropi village

Just 4km by car from Moustheni, but a little higher on the slopes of Mt Pangaio, is the village of Mesoropi … and boy does it pack a punch. There’s more traditional Macedonian architecture (see how the red roof tiles contrast with walls of the white houses and 19th-century mansions and the handsome 200-year-old bell tower of the Church of Agios Georgios) and listen to the running water as you pass watermills and cross bridges (the Klothori Bridge is the most famous). Take your time strolling around, picking your cafe or taverna in the stone-paved square.

Or you could find yourself a bench around the village and have a picnic. But if you’re a meat-lover, you’re bound to be tempted by one of the taverna dishes (grilled sirloin or ribeye steak or slow-cooked lamb or pork knuckle, known as kotsi – all locally sourced) or perhaps snails in red sauce. And how about the boutique hotel serving awarded gourmet cuisine in a traditional old stone house? Makes you wonder what else Mt Pangaio is hiding. 

Visit a fourth-generation local producer

We’ve got another culinary gem for you in Mesoropi as you get up close and personal with one of the most iconic Greek superfoods, tahini. Close to the Church of Timios Prodromos is the Floros Family factory, now into its fourth generation of roasting sesame seeds in the traditional way to produce tahini paste. The secret – as you’ll find out when you visit – is to choose organic whole sesame seeds (unhulled, with their outer coats attached). You then roast them with beech wood and grind them on a cold stone mill. The low temperature preserves the sesame seeds’ natural oils and enhances the flavour profile of the tahini, which is often referred to as the best in Greece. You’ll love learning all about the process and hearing the story of the family, which bought the first of four watermills to power the mill in 1880. 

Tip: The Floros Family also produces halva (a semolina- and sesame seed-based sweet) and honey. And if you are looking for bread to make up a picnic, there are a couple of bakeries nearby that make fantastic sourdoughs.
 

Head out on a mountain stroll

With so much dense forest (and food), you’re bound to want to get walking. Above you are the peaks of Mt Pangaio – Dikorfo or Trikorfo (1,940m), Voskos (1,858m), Mati (1,956m) and Avgo (1,835m), with refuges enjoyed by the intrepid hikers of the Mountaineering Club of Kavala. But fear not, there are relaxing paths on the lower slopes as well. The Mesoropi Trail starts from within the village and heads over bridges and through greenery until you reach the Mesoropi Waterfalls after around 1hr. In the summer, you can enjoy a dip in the plunge pool. The path continues up the mountain from here (a further 2hrs away are some caves) and ends at the Mountaineering Club of Kavala’s refuge at 1,650mm near the Avgo peak. 

Hiking on Mt Pangaio

Another recommended stroll starts above Palia Avli (shortly above Avli village). Around 150m above the tiny settlement’s church is a trail that crisscrosses the forest road and allows you to fully enjoy in the forest of beech, plane, fir and chestnut trees. To reach the Mountaineering Club’s refuge is a 3.5-4hrs uphill hike (the Hatzigeorgiou Refuge is even further) so turn around whenever you want. 

Tip: For longer walks up Mt Pangaio, ask the locals about the weather conditions and how to get a guide and gain access to one of the functioning refuges.
 

Delve into the religious history of Mt Pangaio

The last of your getaways from Kavala on the mountain whose residents once worshipped the cult of Dionysus before becoming early converts to Christianity is to visit the monasteries. There are dozens of monasteries on Mt Pangaio that are open to visitors until sunset. Some are extra special and worth seeking out as much for their architectural and historical interest as their soothing aura. The Holy Monastery of the Ascension, at 950m up on the northern slopes of Mt Pangaio, has a circular main church and panoramic views of the plain of Serres. The nuns occupy themselves with hagiography and gold-threaded embroidery as well as making handmade pasta, preserves and other products that you can buy.

Meanwhile, the Virgin Mary Eikosifoinissa Holy Convent's main church is from the mid-19th-century but it was founded in the 5th century AD (making it one of the oldest monasteries in Greece). It has wonderful 16th-century frescoes and a section of marble flooring from the monastery’s Byzantine period around 1000. Finally, the Convent of St Panteleimon Chrysokastro (built on a hill once known as Aetoplagia or Eagle’s Slope) dates back to the population exchange after the Asia Minor Catastrophe in 1922. The settlement was once a Turkish village called Eletzik, before the population exchange with Turkey brought in Greek refugees who turned the village mosque into a church dedicated to St Panteleimon.

7 Getaways from Kavala on the slopes of Mt Pangaio

The densely forested slopes of Mt Pangaio hide so many surprises that every getaway from Kavala will feel like an adventure. With each season offering something different, you’ll be looking for excuses to return. 

Discover more reasons to visit Kavala

Book your trip

All your holiday planning needs in one place, letting you book direct and benefit from official online rates





Stay connected with Greece

Bleecker bag Alphabet blue

Bleecker bag Alphabet blue

25€
Hoop earrings

Thassos Marble hoop earrings

200€

Read Also

Keramoti port, Kavala

8 of the best beaches near Kavala

Giola lagoon the natural pool carved into the rock by the sea in Thassos

5 reasons you shouldn’t miss Thassos

5 reasons you shouldn’t miss Kavala

The road to Parnassus shelter

Winter holidays in Greece

Trees with golden leaves at autumn in Valia Κalda

Autumn holidays in Greece